Встреча с командой «ВЗаперти» совпала с началом тестов их нового квеструма «Шерлок Холмс», и нам посчастливилось поиграть в него. Про сам квест и отзывы к нему вы можете почитать на нашем сайте. Диалог мы вели непосредственно с Дмитрием и Константином, с самого начала почувствовалось, что ребята очень хорошо разбираются в квестах и имеют огромный опыт игр в квеструмах всех мастей. Тем интереснее будет почитать то, что они нам рассказали:

Приветствуем вас! Начните, пожалуйста, с рассказа о себе и о том, как вы начали заниматься квестами!

Д: Всем привет! Зовут меня Дмитрий. Я много чем занимался всю свою жизнь, но квесты всегда были моим хобби. Наконец, примерно год назад я понял, что это то хобби, которое может приносить деньги, и решил профессионально заниматься квестами. Первая попытка была летом 2014 года. Мы сделали квест в квартире, хотели проверить, будет ли это интересно, готовы ли минчане к таким развлечениям. Минчанам понравилось, и мы поняли, что нужно делать что-то серьезное, тем более, что бабушка, которая сдавала нам квартиру, что-то пронюхала и решила повысить аренду в два раза. Так мы закончили с этим подпольем и вышли полноценно на рынок. Сразу нашли помещение на три квеста, потом нашли еще на два. Вам известное «ВЗаперти» начало работать 26 сентября 2014 года с квестом «Библиотека».

К: Здравствуйте, меня зовут Константин. Мне всегда нравились компьютерные игры, а квесты были моим любимым жанром. По специальности я журналист, сценарист. Сначала писал сценарии для московских квестов, а потом решили с друзьями, что нужно что-то делать самим, создали компанию «Западня», посмотрели, что самим тяжеловато стартовать, и присоединились к «Взаперти». И сейчас уже вместе разрабатываем сценарии для игр.

Ходили ли вы играть в квеструмы других организаторов?

Д: У меня богатый опыт игры в квесты в других странах. Мне нравится наблюдать за тем, что творится в мире. Первая волна квестов, которая началась в виде компьютерных игр в Японии и их реализации вживую в Венгрии, уже достаточно давно пробежалась по Европе. В 2013 году пошла новая волна, более высокая, мощная - российская волна. Она накрыла не только Минск, но и все крупные города Европы и Америки. И эта волна на порядок перебивает первую. Для первой были характерны ключи, кодовые замочки, математические формулы, ультрафиолетовые фонарики, ну и паззл еще можно было сложить. Вторая волна на порядок интереснее. Сейчас я замечаю уже даже третью волну, которая больше похожа на кино. Не знаю, дождемся ли мы ее в Беларуси, просто потому что у наших людей, к сожалению, нет много денег ни для того, чтобы строить, ни для того, чтобы играть.

По Минским конкурентам… Во-первых, они до сих пор не конкуренты. Ожидаемый прогноз, что если 3-4 процента Минска отыграют в квесты, тогда все минские организаторы будут счастливы. Пока, по нашему мнению, сыграло примерно 0,5 процента от всего населения. Мы не боремся за клиента, потому что любой, кто придет к нам, пойдет к нашим конкурентам и наоборот. Каждый новый квест – это как новое кино, в которое рано или поздно сходишь. В идеале мы не конкуренты, просто все вместе создаем некий продукт. Но есть недобросовестные люди, которые создают некачественный продукт и отпугивают потребителей. Вот с этим надо как-то бороться. Справедливости ради, совсем уж низкопробных квестов сейчас нет, они уже просто сами отвалились из бизнеса, но есть те, которые я бы пожурил.

Из минских квестов понравились «Questroom" и "DoorZ". "Igraroom", "Gameroom" тоже на уровне. "ПодЗамком" хорошо сделали свои квесты, вложились в рекламу, у них хороший поток, но люди уже порядком потрепали их квесты, на мой взгляд, они нуждаются в хорошей починке, а из-за потока клиентоориентированность пропала, обслужат как в гастрономе, а надо так же, как в салоне красоты. В идеале, им нужно закрыться на месяц, починиться и добавить чего-нибудь нового.

Надо понимать, что это постоянно меняющийся бизнес. Например, я сочиняю квесты для зарубежных компаний, написал сценарий и его уже даже начали строить, но через месяц со мной связались и попросили поменять его на совершенно другой.

На сегодняшний день, банальные вещи никого не интересуют. Квесты должны взрывать сознание. Например, следующий квест, который мы делаем, называется "В чреве чудовища", это как минимум не банально.

К: Но тут важно не переборщить!

Д: Если человек хочет открыть что-то новое, то нужно иметь в виду, что идея должна быть оригинальной, например, мы сейчас строим квест "Космический корабль", где люди отправляются на другую планету или "Терминатор", где люди воют с роботами.

К: Еще ожидаем открытия комнаты "Звездные войны".

Вы уже начали говорить о ваших планах, расскажите чуть более подробно о ваших планах по росту.

Д: У нас пока заявлено 12 комнат. Одиннадцать мы точно построим. И к тому моменту, когда мы достроим все заявленное, мы посмотрим, что творится с бизнесом вообще и сделаем выводы. Пока идем на цифру 11-12. А потом садимся и думаем, что дальше.

В одном из ваших интервью вы говорили, что вместимость Минска – это 50 комнат, поменялась ли ваша оценка?

Да, было такое, я говорил это в одном из интервью около полугода назад. Готов повторить, что все очень быстро меняется и то, что я говорил в том интервью, на сегодняшний день не совсем актуально. Сейчас бы оценил вместимость от 50 до 100 комнат.

К: Вместимость зависит от оценки потенциального количества игроков. Наша оценка - примерно 10 000 человек, ребята из "DoorZ" называют цифру в 40 000. Если такое количество игроков пройдет хотя бы треть квестов, то у всех все будет хорошо.

Наблюдаете ли вы сезонность в этом бизнесе?

Д: Да, несомненно. Зимой мы имели примерно 100 игр для одной комнаты в месяц. Когда начало теплеть, посещаемость начала падать, в апреле было примерно 75 игр, а в мае около 50.

А когда нам стоит ждать роста?

Д: Мы ждем взрыва популярности осенью. Хотя бы возврата к 100 играм, а может быть и большему количеству. Летом это будет примерно 50 игр, а в августе - может быть и 20.

Как по-вашему популяризировать квесты и нужно ли это?

До сих пор у нас работало только «сарафанное радио», в рекламу мы не вкладываемся. У нас только недавно работает PR-менеджер.

К: Может быть и поработаем с ТВ, но это не приоритет. Хотим попробовать поучаствовать в фестивалях.

Д: Мне кажется, что бесплатные игры, промоигры для школьников и студентов – это хороший вариант рекламы.

К: Интересную акцию мы провели на 14 февраля: подкладывали в один из финальных ящиков конфеты девушкам. Мелочь, конечно, но приятная. Все выходили с улыбкой :)

Кстати, расскажите про забавные моменты во время игр.

Д: Люди ведут себя совершенно непредсказуемо. Я до сих пор с интересом смотрю за играми, хотя, наверное, сам лично провел один и тот же квест раз 200. Все играют по-разному.

В одной из комнат у нас по потолку идут трубы. Буквально на минутку отвлекся от монитора, девушка уже верхом на столе и откручивает эту трубу, и ты понимаешь, что еще секунда и она получит себе в лицо струю воды. Люди находят какие-то игровые элементы и почему-то пытаются их воткнуть в розетку.

К: В «Рок-группе» есть комната, из которой нельзя освободиться самостоятельно, два раза было такое, что люди заходили туда и закрывались, если это 2 человека – не проблема, но был случай, когда 5 девушек забились в нее и оператору пришлось вставать и открывать дверь.

Необычный момент, когда играли ребята – подростки – и им нужно было разобраться с CD плейером, они просто не знали, как им пользоваться, все-таки девайс из прошлого века :)

А какие моменты раздражают?

Д: Когда начинают применять физическую силу. Но мы понимаем, что клиент всегда прав. Если что-то сломалось, то это наши проблемы, значит мы не так объяснили. Мы не можем человеку предъявить счет. Собственно, чтобы избежать поломок мы и проводим тесты.

Во всем этом бизнесе меня огорчает такой момент: 95% клиентов уходят счастливыми и из них никто не напишет отзыв и не поставит оценочку на Facebook, Tripadvisor или вашем сайте. А вот как раз те самые 5 процентов, которые остались чем-то недовольны, будь то наша вина – да, бывают ошибки и у нас, мы признаем – или просто человеку не подошла тема, обязательно напишут вам отрицательный отзыв и в общем и целом испортят вам страницу или просто мнение о вашем квесте. Мы никогда не стираем отрицательные отзывы. Это просто нечестно.

Но а в целом бизнес прикольный, на выходе ты получаешь 95 процентов счастливых клиентов. И это главное, людям нравится, они искренне благодарят.

Естественно, мы стараемся учиться на своих ошибках, но особенно в первые месяцы работы квеста всегда есть риск, что что-то не получится. Мы сглаживаем это нашим сервисом и приглашаем бесплатно поиграть в другие наши комнаты.

К: Интересно, что большая половина отзывов написана россиянами, их играло не так много, но отзывов они оставили больше, чем белорусы.

Д: В России уже есть квест-фанаты, которые покупают билеты в Минск, приезжают и играют весь день, а вечером возвращаются обратно. У многих это полноценное хобби. В Беларуси тоже есть команды, но их не так уж и много.

Как вы видите будущее квестов?

Д: Пик еще впереди, хотим увидеть 3-4 процента населения Минска в наших комнатах. За год мы получили меньше процента, соответственно, индустрии я предрекаю лет 5 с пиком на 2-3-й год. Но не забывайте, что это прогноз с потолка и на сегодняшний день. Нам хорошо, что мы можем посмотреть на Россию и понять, чего нам стоит ждать. В России впервые пошел спад, но мы его связываем все-таки с сезонностью и падением рубля весной. А до тех пор шел всегда рост.

К: У нас пока не было еще того роста, чтобы был спад. Я думаю, что у нас не было еще того пика, а все только впереди.

Д: Пока в реальности мы имеем 2-3 игры для одной комнаты – это очень хорошо. Но если посмотреть на Россию, до недавнего времени у них было 15 игр в день, сейчас 7-8. В общем и целом, у нас пока мало цифр, и сложно о чем-то рассуждать. Строим 12 квестов и, думаю, пик будет либо этой осенью, либо следующей, а вот что будет дальше – представить пока сложно.

И наконец ваши пожелания!

Играйте в квесты. Ходите и пробуйте.